Как обстоят дела с экологией и охраной окружающей среды в других регионах России, с какими проблемами сталкиваются там и что препринимают для их решения в разделе "На Руси".


На Руси: выпуск №34 (Июнь, 2010 г.)

"Браконьерский скандал" в Республике Алтай: бывший вице-премьер объявлен в розыск

<Браконьерский скандал! фото http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2009/Altay-gate

По факту крушения вертолета МИ-171 в Республике Алтай в 2009 году обвинение в незаконной охоте предъявлено генеральному директору компании "Инеко" Борису Белинскому. Два фигуранта, в том числе и бывший зампредседателя правительства Республики Алтай Анатолий Банных, объявлены в розыск.

Об этом сообщил сегодня официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимир Маркин.

"В отношении еще двоих пассажиров - бывшего зампредседателя правительства Республики Алтай Анатолия Банных и заместителя директора института экономики и законодательства города Москвы Николая Капранова - также вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых в совершении незаконной охоты. Однако в связи с тем, что указанные лица скрываются от следствия, они объявлены в федеральный розыск", - подчеркнул Маркин, отметив, что расследование продолжается.

"Ранее уголовное дело по факту крушения МИ-171 было прекращено, но затем расследование возобновилось по решению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина", - напомнил представитель СКП.

Вертолет Ми-171 авиакомпании "Газпромавиа" (Томск), следовавший по маршруту Бийск-Чемал-Кош-Агач, упал в высокогорном районе Алтая 9 января 2009 года. На его борту находились три члена экипажа и восемь пассажиров. После трехдневных поисков упавшую машину обнаружили в районе горы Черная. Выжить удалось четверым. Семь человек погибли, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин и глава комитета по охране объектов животного мира правительства Республики Алтай Виктор Каймин.

Между тем, как было установлено, на борту вертолета находились туши трех баранов, предположительно, незаконно добытых, в связи с чем Росприроднадзор обратился в прокуратуру с просьбой возбудить дело по факту незаконной охоты на редчайшего горного барана аргали, занесенного в Красную книгу. Дело о браконьерстве было объединено с делом о крушении вертолета, передает ИТАР-ТАСС.

<Браконьерский скандал! фото http://tverdyi-znak.livejournal.com/101508.html

Как установили эксперты, причиной катастрофы Ми-171 стала ошибка в пилотировании, допущенная профессиональным пилотом, который в момент полета находился на вертолете в качестве пассажира, но "осуществлял активное пилотирование на заключительном этапе".

В Межгосударственном авиационном комитете ранее сообщили, что к ЧП привело в том числе и самовольное изменение командиром воздушного судна характера задания на полет и "выполнение полета по отстрелу диких животных с вертолета без подтверждения допуска к такому виду работ".

Получивший в СМИ название "браконьерский скандал" вызвал широкий общественный резонанс.

В феврале прошлого года в Горно-Алтайске прошли митинги протеста против участившихся случаев охоты на редких животных. Месяц спустя вице-премьер республики Анатолий Банных вице-премьер республики Анатолий Банных, который находился на борту вертолета, разбившегося при неудачном маневрировании, подал в отставку.

По информации Вести.RU

Медведев – Путину: Срочно заняться экологией!

Срочно заняться экологией! фото http://www.etoday.ru/2008/07/two-presidents-by-kommersant.php

27 мая 2010 года состоялось почти незамеченное обществом, но на самом деле очень неординарное событие – заседание президиума Государственного совета, посвященное целиком и полностью разбору экологической ситуации в стране. Участие президента Дмитрия Медведева было ключевым, поскольку он выступил инициатором самого совещания и по его итогам утвердил целый ряд решений.

Насколько редко высшие представители власти обращают внимание на экологические проблемы иллюстрирует тот факт, что в последний раз подобное заседание состоялось семь (!) лет назад. Начиная с 2000 года произошел ряд событий, болезненно воспринятых здравомыслящей частью общества. Ликвидирована Госкомэкология – ведомство, отвечавшее за экологический контроль в стране. В школах предмет «экология» стал необязательным и фактически исчез из образовательной программы. Последовательно принимается ряд законов, ослабляющих экологическое законодательство и поощряющих неконтролируемое использование природных ресурсов. Одним из наиболее пагубных шагов стала отмена экологической экспертизы в 2006 году. После этого стало возможным осуществлять фактически любые проекты без обязательной оценки их последствий для природы и здоровья людей. Все эти действия, направленные фактически против благополучия народа и природных богатств страны, были названы «политикой деэкологизации».

И вот теперь состоялось событие, которое может стать знаковым. Решения, одобренные Дмитрием Медведевым, противоречат и направлены на пересмотр всего того, что делалось предыдущие десять лет. Правительству Путина предложено во многом вернуть то, что долго и столь тщательно уничтожалось ранее.

Перечень поручений президента был опубликован 7 июня и здесь мы сделаем краткий обзор с комментариями наиболее интересных пунктов. Оцените, например, поручение разработать закон, направленный на «повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга, включая определение федерального органа исполнительной власти, координирующего деятельность в сфере экологии». Это можно и нужно расценивать как шаг к возвращению государственного министерства по экологии. В нашей стране это звучит даже удивительно. Но разве можно иначе? Во всех (!) нормальных странах, включая республики бывшего СССР, есть министерства по экологии, а у нас нет! Российское правительство пока ограничилось стыдливой припиской «и экологии» к названию Министерства природных ресурсов. Будет ли реализовано это поручение президента и вернемся ли мы в разряд нормальных стран, увидим уже в течение года.

Не менее остро звучит поручение «представить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов». Как видно из самого поручения, ранее у нас планирование «экологически опасных объектов» не проходило должно оценки на опасность и риск для природы и здоровья людей. Это недвусмысленное поручение президента о возвращении института экологической экспертизы. Для обывателя это означает, что у вас под окном уже не смогут построить химзавод или атомную станцию, не спросив вашего мнения и не представив вам отчет о возможном вреде для здоровья. Не надо быть большим специалистом, чтобы оценить важность такой меры. А будет ли это выполнено или саботировано, мы узнаем уже очень скоро, ведь срок исполнения поручения – 30 июня.

Через 10 лет из небытия предлагается вернуть экологию в школы поручением «…принять меры по повышению эффективности деятельности в сфере экологического образования и просвещения, в том числе по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования». Это колоссальная победа здравого смысла! Да и как вообще возможно в стране со столь большим недостатком экологической культуры 10 лет не учить детей беречь природу? Какое поколение выросло за эти 10 лет? Экология сейчас преподается лишь в ряде наиболее прогрессивных регионов и городов. А в целом по стране и у детей и у взрослых довольно дикие представления о роли человека в природе и обществе. Последствия мы наблюдаем сегодня вокруг себя.

Из прочих поручений важнейшим представляется «проведение инвентаризации и учёта объектов накопленного экологического ущерба и разработка комплекса мер по его ликвидации с определением механизмов и объёмов финансирования...». По официальным данным сегодня 60 процентов россиян живут в условиях, которые не соответствуют нормам, определяющим уровень экологической безопасности. То, чем мы дышим, что пьем и по чему ходим, опасно для нашего здоровья. Причем в значительной мере это наследие советской эпохи, когда поселки и города строились вокруг заводов. Но ведь живущие сейчас в этих городах люди не виноваты! В зонах экологического бедствия официально лишь 12 городов. На самом же деле надо учесть гораздо больше населенных пунктов где ситуация десятилетиями является критической. И это надо не просто учесть, а начать помогать людям. Должны быть программы медицинской помощи, оценки загрязнения, очистки территорий и т.д. Любопытно, что примеры упомянутых в поручении президента «пилотных проектов» на самом деле уже имеются. Дальневосточный фонд экологического здоровья уже три года реализует в комплексный экологический проект в Дальнегорском районе, и результаты показывают трехкратное снижение риска отравления свинцом в г. Дальнегорск. Но пока такие проекты реализуются лишь немногими инициативными некоммерческими организациями на западные пожертвования. Давно пора принять государственную программу и это было бы логичным выполнением поручения Медведева.

Знаковым можно посчитать и поручение о восстановлении экологических фондов. Туда должны поступать средства от экологических штрафов и платежей. На эти деньги фонды должны финансировать проекты охраны природы, очистки загрязненных территорий и улучшения качества окружающей среды. В 1999 году Экологический фонд Российской Федерации финансировал 13 федеральных целевых экологических программ. В 2001 году федеральный экологический фонд был ликвидирован и с тех пор экологические программы либо сошли на нет, либо финансируются по остаточному принципу. Восстановят ли экологические фонды, мы узнаем уже осенью. Срок выполнения поручения – 1 ноября.

Не менее важным является поручение: «принять меры, направленные на обязательное приобретение электроэнергии, выработанной с применением возобновляемых источников энергии, по ценам свободного рынка и на обеспечение включения возобновляемых источников энергии в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики». Это вполне в духе недавно взятого курса на повышение энергоэффективности страны. Срок выполнения поручения – 1 сентября. То есть уже осенью любой может приобрести ветрогенератор, солнечную панель и т.п. и включать их в общую сеть. В этом случае должны значительно сократиться счета за электричества, ведь установленные устройства будут вырабатывать часть потребляемой энергии. По этому пути пошла, например, Германия, где не только в обязательно порядке выкупается электроэнергия у граждан, но и даются субсидии на установку солнечных и ветряных источников энергии. При грамотном выполнении поручения в стране и особенно благоприятных для возобновимой энергии южных и дальневосточных регионах должен наступить бум по установке ветряков и солнечных панелей. А это будет не только способствовать энергетической безопасности и снизит выброс парниковых газов, но и позволит жителям существенно экономить на электроэнергии.

Любопытным и в денежном выражении очень важным является поручение при размещении любых госзаказов «о включении экологических параметров в конкурсную документацию и предоставлении преимуществ при прочих равных условиях товарам и услугам, имеющим документ добровольной экологической сертификации, признанной на международном уровне». Конечно, будучи реалистами, мы понимаем, что саботировать на местном или региональном уровне это поручение проще всего. Ведь «размещать» заказ и так стараются у самых «удобных» исполнителях. Поэтому весь вопрос в контроле за «экологичностью» заказа.

Важным для дальневосточников является поручение по разработке федеральной программы по предотвращению загрязнения реки Амур. Это имеет особое значение не только для Хабаровского края, но и других регионов в бассейне Амура: Читы, Амурской области, ЕАО и Приморья.

Было понятно еще до заседания и озвучено на Госсовете, что экологическая обстановка в стране продолжает ухудшаться и предпринимаемых мер недостаточно. Даже принятые решения уже успели получить порцию критики, как не охватывающие весь спектр существующих проблем. Но с другой стороны, и это гораздо важнее, сделан огромный шаг вперед в правильном направлении. Если данные поручения будут выполнены, то у России появится надежда на развитие. Наши природные ресурсы должны разумно использоваться, а не разбазариваться как сейчас. У экономики должен быть правильный, зеленый и эффективный вектор развития, а не по принципу «после нас хоть потоп». Ну а самое главное, в России должна быть обеспечена экологическая безопасность человека. Насколько принятые решения будут выполнены и станут ли они судьбоносными мы увидим совсем скоро.

Петр Шаров

Перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета

Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по итогам состоявшегося 27 мая заседания президиума Государственного совета, посвящённого реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды.

Передаём полный текст документа:

«1. Правительству Российской Федерации:

а) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, направленных: на совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду; на разработку правовых и экономических механизмов, в том числе налоговых, стимулирующих хозяйствующие субъекты на снижение негативного воздействия на окружающую среду, включая внедрение наилучших технологий; на экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, включая создание механизма аккумулирования и целевого расходования на региональном и местном уровне средств, платежей за размещение отходов, предусмотрев устранение избыточных административных барьеров в этой сфере; на совершенствование законодательства Российской Федерации в области регулирования использования природных ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, в том числе Охотского моря, в целях сохранения морской среды и защиты от нефтяного загрязнения; на совершенствование законодательства Российской Федерации в области особо охраняемых природных территорий в целях оптимизации системы управления такими территориями и их финансирования, а также на обеспечение его гармонизации с положениями международных конвенций в этой сфере, участницей которых является Российская Федерация; на повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга, включая определение федерального органа исполнительной власти, координирующего деятельность в сфере экологии; на повышение эффективности государственного экологического контроля на федеральном и региональном уровне в части, касающейся увеличения численности и расширения прав должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, в том числе путем восстановления в полном объёме прав государственных инспекторов по охране природы на выдачу предписаний о приостановлении деятельности, осуществляемой в нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, и направление в кредитные и финансовые организации требований о прекращении финансирования, кредитования и иных финансовых операций, связанных с указанной деятельностью. Срок – 1 декабря 2010 года;

б) представить предложения о включении экологических параметров в конкурсную документацию при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также о предоставлении преимуществ при прочих равных условиях товарам и услугам, имеющим документ добровольной экологической сертификации, признанной на международном уровне. Срок – 1 октября 2010 года;

в) принять меры, направленные на обязательное приобретение электроэнергии, выработанной с применением возобновляемых источников энергии, по ценам свободного рынка и на обеспечение включения возобновляемых источников энергии в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики;

г) принять меры государственной поддержки инновационных проектов, обеспечивающих сокращение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и парниковых газов в природную среду. Срок – 1 сентября 2010 года;

д) представить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов;

е) разработать и утвердить нормативные правовые акты, направленные на совершенствование процедуры оценки воздействия на окружающую среду при проведении государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, в том числе в части, касающейся механизма общественного обсуждения, предусмотрев обеспечение соответствия порядка проведения указанной процедуры оценки требованиям международных договоров Российской Федерации и международных финансовых институтов. Срок – 30 июня 2010 года;

ж) провести анализ осуществления субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области охраны окружающей среды и управления природными ресурсами, а также проверку соблюдения сроков выделения в полном объёме субвенций субъектам Российской Федерации для осуществления этих полномочий, представить предложения по совершенствованию контроля в этой сфере со стороны федеральных органов исполнительной власти, включая определение порядка и оснований изъятия переданных полномочий;

з) представить предложения по совершенствованию правового регулирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, усилению ответственности за нарушение лесного законодательства Российской Федерации, прежде всего за незаконные рубки, а также по стимулированию эффективного управления лесами различных категорий, снижению уровня административного воздействия на бизнес и устранению предпосылок для установления коррупционных связей между должностными лицами органов исполнительной власти и представителями бизнес–сообщества в этой сфере;

и) представить предложения по созданию федерального и региональных экологических фондов, предусмотрев порядок осуществления государственного и общественного контроля за их функционированием и целевым использованием их средств;

к) представить предложения, направленные на совершенствование системы финансовой поддержки деятельности по охране окружающей среды и внедрению экологически эффективных технологий, в том числе с использованием средств экологических фондов, мер налогового стимулирования, средств, инвестированных в экологически эффективные и природоохранные технологии, зачисляемых в счёт платы за загрязнение окружающей среды;

л) разработать предложения о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия в которых государства составляет 100 процентов, нефинансовых отчётов об устойчивости развития и обеспечении экологической ответственности, подлежащих независимой проверке или заверению;

м) разработать комплекс мер по борьбе с опустыниванием, учитывая возможность присоединения Российской Федерации к Конвенции Организации Объединённых Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьёзную засуху и/или опустынивание;

н) провести анализ выполнения Министерством образования и науки Российской Федерации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, связанных с развитием экологического образования и просвещения, принять меры по повышению эффективности деятельности в этой сфере, в том числе по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно–методических пособий. Срок – 1 ноября 2010 года. Ответственный: Путин В.В.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) представить предложения по совершенствованию разграничения полномочий в области обращения с отходами между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по наделению их полномочиями в области ликвидации накопленного экологического ущерба, а также по созданию механизмов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов и финансированию ликвидации накопленного экологического ущерба;

б) представить предложения по подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами, по реализации пилотных проектов переработки отходов в субъектах Российской Федерации, где проблема утилизации отходов стоит наиболее остро, прежде всего в Москве и Московской области; в) провести инвентаризацию и учёт объектов накопленного экологического ущерба и разработать комплекс мер по его ликвидации с определением механизмов и объёмов финансирования этих мер, включая пилотные проекты отработки технологии ликвидации накопленного ущерба. Срок – 1 декабря 2010 года. Ответственные: Путин В.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить проект федеральной целевой программы, предусматривающей реализацию комплекса мер по охране, в том числе от трансграничного воздействия, и по экологически устойчивому использованию водных и биологических ресурсов бассейна реки Амур. Срок – 1 декабря 2010 года. Ответственные: Путин В.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

4. Правительству Российской Федерации совместно с заинтересованными общественными организациями разработать проект основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года. Срок – 31 декабря 2010 года. Ответственный: Путин В.В.

По информации http://www.kremlin.ru/news/7980

Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды можно посмотреть по ссылке http://www.kremlin.ru/news/7980

Байкал: суд и судьба

17 июня 2010 г. Верховный Суд РФ принял очередное «предсказуемое» решение, отказавшись признать недействующим постановление Правительства РФ № 1 от 13.01.2010 г., исключившее из перечня запрещенной на Байкале деятельности производство целлюлозы без использования бессточных систем водопользования.

Судебное разбирательство, впервые состоявшееся еще 22 апреля (см., например,http://newsru.ru/arch/russia/23apr2010/baikal.html ), затем, после объединение дел по заявлениям Андрея Маргулева и Гринпис России, возобновилось 15 июня (с последующим отложением до 17-го).

Во время слушания выяснилось, что постановление не просто создавало «правовые основания для возобновления незаконной работы БЦБК», как утверждали правозащитники. Все оказалось гораздо грубее и циничнее: в пояснительной записке к проекту постановления, которую откопали представители Правительства, пытаясь ответить на вопрос А.Маргулева: «Для чего было издано это постановление?» –говорилось ясно и четко: с целью запуска Байкальского ЦБК. То есть оспариваемый нормативно-правовой акт в действительности таковым не являлся, поскольку заведомо не был рассчитан на неоднократное применение. Не случайно в заключении Министерства юстиции, как это отметил сам судья Зайцев, не содержалось необходимых оценок данного документа. Об этом же обстоятельстве напомнил в своем выступлении Михаил Крейндлин (Гринпис). Но даже такой грубый процедурный просчет при издании постановление не повлиял на «требуемый результат».

Позиция Правительства, поддержанная прокурором, противоречила их собственному признанию того, что целью принятия документа являлся запуск БЦБК: их целью было воспрепятствовать рассмотрению вопросов, связанных с негативным воздействием БЦБК на Байкал. Отрицая какую-либо связь этих воздействий с вопросом о законности Постановления № 1, они требовали его оценки исключительно в порядке «абстрактного нормоконтроля». Однако правозащитникам удалось приобщить к делу ряд важных документов, которые, безусловно, сыграют свою роль при будущем (хотя и не скором), рассмотрении соответствующей жалобы в Европейском суде по правам человека.

К числу таких документов относится, например, Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2008 году», недвусмысленно констатирующий: «Негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал осуществлялось комбинатом всеми видами технологического процесса получения целлюлозы (основное и вспомогательное производство, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в озеро Байкал, размещение отходов производства и потребления), а также дренажными подземными водами с территории промышленной площадки ОАО “БЦБК”» (http://geol.irk.ru/baikal/rep_2008/pdf/baikal2008_p1-3-3.pdf).

А в приобщенной статье директора Лимнологического института Сибирского отделения РАН (головного научного центра по изучению Байкала), академика РАН Михаила Александровича Грачева, опубликованной в «Российской газете» от 24.03.2010 г., указано:

«…При разомкнутом цикле Байкальск окажется вне правового поля, поскольку действующим пунктом предыдущей версии постановления запрещен сброс в Байкал любых веществ, на которые не установлены ПДК, а таких веществ в стоках многие сотни» (http://www.rg.ru/2010/03/24/baykal.html).

Но помимо доказательств, относящихся непосредственно к правовой стороне процесса, ряд приобщенных документов был призван обличить коррупционную подоплеку все истории остановки и последующего запуска БЦБК с использованием постановления № 1. Да и могла ли быть иначе в стране, где на совершенно законных основаниях зам. министра промышленности и торговли (профильного министерства, готовившего проект постановления № 1) А.В. Дементьев является, одновременно, и председателем Совета директоров Байкальского ЦБК?..

Вся использованная высшими чиновниками в течение последних 8 месяцев технология обмана общества оказывается как на ладони при изучении следующих приобщенных статей:

http://www.rg.ru/2010/03/24/baykal.html

http://www.rg.ru/2009/10/20/baykal.html

http://www.rg.ru/2010/01/12/reg-enisey/bcbk-anons.html

http://www.rg.ru/2010/04/22/bcbk.html

http://www.fedpress.ru/federal/econom/news_kompany/id_186251.html

Характерна и приобщенная к делу история с министром природных ресурсов и экологии Трутневым, отрапортовавшим в октябре 2008 г.: система бессточного водопользования заработала, и, несмотря на попытки «шантажирования государства», отныне «никто не будет разворачиваться в обратную сторону, никто не разрешит снова сбрасывать промышленные воды в Байкал» (http://www.rg.ru/2008/10/06/trutnev.html). Но прошел год – и Минприроды в 3 дня согласовало проект постановления № 1, узаконивающего сброс…

В судебном заседании 15 июня представитель Правительства от Минприроды предложил заявителям за получением объяснений метаморфозы, произошедшей с министром Трутневым, обратиться с вопросом к нему самому, однако последовавшее со стороны заявителей ходатайство о вызове министра в суд для дачи свидетельских показаний было судом отклонено…

Остается надеяться, что очередное позорное судебное решение в пользу ООО «Российская Федерация», поглотившего Российскую Федерацию при путинском режиме, станет полезным уроком для тех (если таковые еще остались), кто всерьез воспринимает предложения наших президентов (предыдущего, нынешнего и следующего) обращаться в суды за защитой своих прав…

Андрей Маргулев

Бесплатный пакет? Спасибо - нет!

Готовая экосумка

30 апреля и 2 мая в Иркутске в рамках проекта по энергосбережению прошли мастер-классы по экосумкам. В мастер-классах приняли все желающие участние школьники и студенты г. Иркутска.

Подготовка к мастер-классу

Мероприятие проходило целый день, с 10 утра до 18 часов вечера, таким образом желающие могли выбрать удобное для них время и посвятить его экологическому творчеству. Заранее были заготовлена экосумки 4 видов, материалы для работы и фурнитура для украшения (кусочки ткани для аппликаций, тесьму, кружево, мулине, нитки, игольницы, ножницы, бисер, стразы и проч.), краски для ткани разных видов. Огранизоторы мастер-класса собрали книжки с интересными картинками и красочные журналы, чтобы каждый участник мог выбрать оттуда рисунок и перевести на сумку по вкусу. Всем очень понравился мастер-класс, получилось уютно и душевно, в процессе работы можно было попить чай со сладостями. Участники в восторге от теплой обстановки, которую получилось создать, и готовых сумок, которые сотворили своими руками.

Ольга Кузьминова, фото автора

смотреть предыдущие выпуски российских новостей